Многообразие туристских рюкзаков

Многообразие туристских рюкзаков

Туристский рюкзак – это главный атрибут любого похода, именно поэтому на него следует обратить самое пристальное внимание. В настоящее время выпускается огромное количество моделей, отличающихся по внешнему виду, дизайну и объёму. Универсального рюкзака для походов не бывает, поэтому попробуем разобраться во всём их многообразии.

Содержание

Типы рюкзаков

Мягкий рюкзак

Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции – минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жесткости надо уложить вещи так, чтобы правильно распределить вес, по возможности туго набить рюкзак и не допустить, чтобы что-либо твердое упиралось в спину. После того, как вы достанете любой предмет из рюкзака, процедуру укладки придется повторять заново. При определенных навыках и сноровке мягкие туристические рюкзаки позволяют переносить достаточно тяжелые грузы и отправляться в многодневные походы. Но если вы никогда раньше не укладывали такой рюкзак, то в первое время лучше ограничиться кратковременными вылазками и пикниками на природу.

Мягкий рюкзак
Мягкий рюкзак

Имеет смысл покупать, если планируете несложные походы в теплое время года на 1-3 дня с минимальным количеством вещей. В такой рюкзак помещается примерно двухместная палатка, легкий спальник, туго свернутая «пенка» (полиуретановый коврик) и все. Все остальные вещи придется плотно распихивать в свободное пространство. Представьте себе, как это при извлечении будет выглядеть? Конечно, и палатку и спальник можно повесить на внешней подвеске, но надежней все-таки убирать внутрь.

Каркасный рюкзак

На сегодняшний день это наиболее распространенный тип рюкзаков для туризма. Большинство современных моделей имеют каркас из алюминиевых “лат”, придающий спине рюкзака вертикальную жесткость. Реже встречается вариант с пластиковой вставкой “анатомической” формы во всю спину рюкзака.

Каркасный рюкзак
Каркасный рюкзак

Каркасные рюкзаки отличаются от станковых тем, что несущая конструкция интегрирована в мешок, полностью или частично. В рюкзаках большого объема (60-120 литров) латы обычно вшивают, а маленькие рюкзаки часто имеют каркас, нарочито отделенный от основного объема – для вентиляции спины.
Обычная система каркаса представляет собой две упругие пластины, расположенные параллельно или немного расходящиеся вверх наподобие буквы V. Также есть вариант, напоминающий букву Х. Подвеска имеет четыре положения настройки (XL, L, M, S). Это значит, что перемещая по каркасу рюкзака подвеску можно регулировать под определенный рост туриста.

Удобно, если предусмотрена возможность вынуть латы и использовать рюкзак как “мягкий” – это может понадобиться в водном путешествии при упаковке вещей.

Станковый рюкзак

Станковые рюкзаки туристические являются оптимальным решением для длительных походов, когда туристу не обойтись одной сменой белья, палаткой и спальников. Они специально разработаны, чтобы максимально облегчить переноску тяжелых грузов и разгрузить позвоночник при многочасовых переходах. Это возможно благодаря жесткой раме из алюминиевых трубок – станку, непосредственно к которому крепится вся система подвесов: лямки и пояс. Туристические рюкзаки с такой конструкцией более равномерно распределяют вес груза, позволяют “брать на борт””” тяжелые и жесткие предметы, не давая им давить и натирать спину. Кроме того, они обеспечивают хорошую вентиляцию, а, значит, больший комфорт в пути. Оптимальным выбором станковый рюкзак будет для длительных походов по относительно равнинной местности, а вот для восхождений по горным склонам они считаются неудобными и даже травмоопасными.

Станковый рюкзак
Станковый рюкзак

На Западе этот тип рюкзаков иногда называют “Bergen type” (см. например: “Encyclopedia of Mountaineering”, Walt Unsworth ), но не в честь норвежского города Берген, а по названию норвежской фирмы Bergans из Осло. В 30-х годах эта компания получила крупный военный заказ на обмундирование финской армии, и среди прочих предметов произвела на свет большое количество небольших станковых ранцев. Они оказались настолько удобны и практичны, что в разных модификациях распространились по всему миру.

В последние годы станковые рюкзаки возвращают себе утерянную было популярность. Основная сфера их применения – пешие походы. Особенно ценны станки в случае, когда надо перенести особо тяжелый и негабаритный груз, например при заброске альпинистских или спелеологический экспедиций. Шерпы в Гималаях умудряются носить на станках огромные пластиковые бочки с альпинистским скарбом. Спелеологи навьючивают на каркас специальные транспортные мешки и бухты веревок, впоследствии станок оставляют на поверхности в лагере, а с транспортными мешками уходят в пещеру.

Материалы

Ткань

От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака. Большинство рюкзаков шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются Cordura и Oxford, последний имеет еще одно название, широко известное в нашей стране – авизент. Oxford мягче и легче, чем Cordura, но менее прочен. Появляются и новые материалы – например, TitanTex, в который вплетены сверхпрочные волокна. Для увеличения прочности некоторые производители армируют ткани с кевларовыми нитями. Патентом на большинство подобных материалов обладает компания DuPont.

Ткань Cordura
Ткань Cordura

Часто приходится сталкиваться с китайскими подделками, которые дешевле, но и менее прочны.

Cordura бывает разной плотности, маркируется цифрами до 1000 включительно. Чем выше цифра, тем прочнее и тяжелее ткань. Поэтому типы тканей комбинируют: в наиболее истираемых местах ставят более тяжелую ткань, менее ответственные узлы изготавливают из более легких материалов. Все эти ткани имеют водонепроницаемый слой, но это не всегда можно считать однозначным плюсом. Во-первых, через швы рюкзак все равно рано или поздно промокнет, во-вторых, сохнуть он будет очень долго, в третьих, пропитка не слишком долговечна.

Поэтому до сих пор встречаются рюкзаки, сшитые из простого технического капрона, который использовался и 10-20 лет назад. Ткань без пропитки быстро промокает, но зато и очень быстро сохнет.

Для того, чтобы рюкзак не промокал снизу (например, чтобы его можно было поставить на мокрую траву или на снег), дно делают из плотной абсолютно непромокаемой ткани – из Тезы и ее аналогов, идущих на изготовление байдарок и катамаранов.
Еще один важный момент – так называемый “горячий крой”. Это означает, что края всех деталей рюкзака, выполненных из синтетических тканей, должны быть обязательно оплавлены. Иначе рано или поздно под нагрузкой ткань будет трепаться.

Если рюкзак изготовлен не из синтетики, то края должны быть обтачаны или обработаны оверлоком.

Нитки

Рюкзаки шьют прочными синтетическими нитками (полиамид, капрон или капрон-лавсан). При этом прочность нити должна соответствовать прочности ткани, иначе шов под нагрузкой может прорезать ткань. Поэтому в тех редких случаях, когда рюкзак изготавливают из брезента или его аналогов, нитки тоже берут хлопчатобумажные. Концы швов застрачивают, то есть проходят на швейной машинке несколько раз взад-вперед.

Стропы

Еще один важный элемент любого рюкзака – стропы, из которых изготовлены лямки, поясник, боковые стяжки и все прочие регулировки объема.

Де-факто стандартом являются капроновые стропы разной плотности и ширины. Обычная ширина – 15, 20, 25, 30 и 50 мм. Для каждого варианта – свое предназначение. Самые узкие стропы идут на всевозможные дополнительные элементы, крепление внешнего груза, ледоруба, коврика и тому подобных вещей. Стропы 20 мм уже могут использоваться для боковых стяжек – на этом достигается небольшое снижение веса. Наиболее популярная, базовая ширина – 25 мм. Большинство строп на рюкзаке – именно такой ширины. Фурнитура чаще всего тоже такой ширины поэтому проще найти в продаже пряжку взамен сломавшейся. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня, причем 50 мм предпочтительнее.

Стропы бывают мягкие и жесткие. Для пряжек лучше мягкая стропа, а жесткая идет на всевозможные ручки и петли.

Плотность – важная характеристика, имеющая прямое отношение к долговечности. Слишком “рыхлая” стропа быстро начинает трепаться, особенно в пряжках с зубчиками, она может перекручиваться в пряжках, сильно тянуться под нагрузкой и вообще вести себя самым неподобающим образом. С другой стороны, слишком плотная стропа становится жесткой, ее тяжело затянуть.

Фурнитура

Фурнитура – это пряжки, молнии и все прочие застежки на вашем рюкзаке. Они должны быть прочными и удобными. В зимних путешествиях работать с пряжками приходится в рукавицах, и это предъявляет очень жесткие требования к эргономичности фурнитуры – плохо, если надо снимать рукавицы, чтобы залезть в рюкзак. Еще недавно считалось, что самая прочная фурнитура – металлическая, но впоследствии оказалось, что хорошая пластиковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес при этом заметно снижается.

Самый популярный элемент фурнитуры на рюкзаке – “трехщелевая” пряжка. Она позволяет затягивать стропу и применяется на лямках, боковых стяжках, для крепления клапана со стороны спины. Пряжка должна соответствовать ширине стропы. Хорошая пластиковая “трехщелевая” пряжка шириной 25 мм выдерживает рывок в 200 кг, металлическая – чуть больше. На поясном ремне необходима пряжка-самосброс.

Фурнитура - фастекс
Фурнитура – фастекс

Самосброс на пояснике (фастекс) – требование безопасности. Важно, чтобы в критической ситуации можно было мгновенно освободиться от рюкзака. Наиболее часто пряжки на поясном ремне ломаются не от использования при каких-то экстремальных нагрузках, а потому что на них наступают, когда рюкзак лежит на земле.

Застежки-молнии тоже относятся к фурнитуре и делятся по типам на “витые” и “трактор”. Трактор – это молния с крупными зубьями, каждый из которых отдельно закреплен на тканной основе. При движении бегунка такая молния издает характерный звук работающего вдали трактора. Витые молнии изготавливают по другому, зубья образуют непрерывную витую леску.

Застежки-молнии
Застежки-молнии

Из производителей традиционно ценится YKK.

Конструкция

Форма

Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, – будет цепляться за все в лесу, в дверь не всякую можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность “роста” вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку.

Объем рюкзаков измеряют в литрах. Однако, все не так просто! Измеряют эти литры по-разному. Самый простой способ – перемножить высоту, ширину и толщину. Однако, это дает верный результат только при прямоугольной форме мешка. Более продвинутый способ, которым пользуются западные фирмы – кроме шуток! – в тестовый образец насыпают песок литровыми кружками. Сколько влезло “под завязку” – такой и объем. Еще момент – учитывается объем карманов и клапана, или нет. Фирмы поступают на свое усмотрение. Поэтому, если на рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит.

Рюкзаки среднего (50-60 литров) и большого (свыше 60) объема часто делают с разделением основной емкости на две части. В просторечье нижнюю часть называют “подвалом”. Для доступа в “подвал” вшивается отдельная молния, а разделяющая перегородка застегивается либо тоже молнией, либо выполнена в виде тубуса. “Подвал” бывает весьма кстати, когда не надо разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы со дна рюкзака.

В верхней части основной емкости рюкзака делают тубус из более легкой ткани – это позволяет при необходимости дополнительно увеличивать объем.

Подвесная система

Подвесной системой называют способ крепления рюкзака к вашему телу – то есть лямки и поясной ремень, их взаимное расположение, возможность регулировки и т.п. В настоящий момент подвесные системы в основном делают регулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на некоего “среднего” покупателя, и необходима индивидуальная подгонка под фигуру.

Подвесная система
Подвесная система

Чаще всего регулируется только один параметр – высота точки крепления лямок относительно поясного ремня. Многие фирмы дают своим подвесным системам названия, типа “ABS-system” или “Ergo Back System”. На самом деле все подвесные системы примерно одинаковы, и значение имеют лишь прочность и как можно меньшие размеры.

Лямки

Лямки должны отвечать основному требованию – быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака. Прежде всего, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Форма лямок – серповидная, или S-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч. Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Современная конструкция лямок представляет собой многослойный сэндвич из разных материалов. Ширина самих лямок в среднем около 7-8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тяжелых грузов; более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею.

Поясной ремень

Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах.Часто поясной ремень снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака – это позволяет притянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, если пряжка поясника легко затягивается в рукавице – пояс застегивают, а потом уже затягивают, при надетом рюкзаке.

Клапан

Клапан сверху рюкзака – непременный атрибут любых моделей объемом свыше 40 литров. Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой. По своей конструкции клапаны бывают пришитые и “плавающие”. Во втором случае можно регулировать расположение клапана на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан и использовать его отдельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка (если такое предусмотрено конструкцией клапана). Объем клапана может колебаться в довольно широких пределах. В любом случае важно, чтобы молния позволяла широко расстегивать клапан и свободно класть или доставать вещи, – например, фотоаппарат. На клапане может быть один или несколько дополнительных карманов, как снаружи, так и с внутренней стороны.

Стяжки

Стяжки нужны для регулирования объема рюкзака. Сразу оговорюсь, что чаще все-таки стоит обратная проблема – сделать из большого рюкзака еще больший, а не наоборот. Но все-таки стяжки необходимы, поскольку позволяют утянуть весь объем, превратив сложенный рюкзак в монолитный “кирпич”, который гораздо легче носить. Помимо боковых и вертикальных стяжек на многих рюкзаках ставят также дополнительную стропу, позволяющую затянуть основной объем сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете в уже набитый до отказа рюкзак пуховку или другую мягкую вещь. Дополнительная стропа позволяет спрессовать объем под клапаном.

Карманы

Карманы удобны для хранения мелких предметов. К карманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Эти кармашки помогают переносить снаружи
весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами. Хорошие конструкторы вставляют в такой кармашек дополнительный элемент – сквозное отверстие, декорированное люверсом. Смысл его в том, чтобы набившийся в кармашек снег при таянии стекал наружу. Иногда делают карманы на поясном ремне, на лямке (для рации, телефона, навигатора, компаса, ножа, оружия или других предметов).

Навеска

Раньше считалось, что снаружи мешка ничего болтаться не должно, и если рюкзак выглядит как новогодняя елка – хозяин просто не умеет его укладывать. В принципе, это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически не способен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри – веревку, кошки, ледовый инструмент удобнее носить снаружи. Стоит учесть и предпочтения туриста – некоторые носят определённые вещи снаружи, потому что они так привыкли и им так удобнее. Современные экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внешних грузов. Во-первых, это уже упоминавшиеся ремни для кошек сверху клапана. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу-сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками.
Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Для переноски ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы, за них заводится ледовый инструмент клювом вниз, а рукоятка фиксируется стропой с “липучкой” или пряжкой.
Дополнительные емкости – крайний вариант карманов. Их навешивают сзади или по бокам. Встречаются разные полукольца и карабинчики для крепления предметов на лямке – от рукавиц до ножа и фляжки.

Области применения

Экспедиционные рюкзаки

Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. Практически все, что было сказано о конструкции рюкзака, имеет свое воплощение в экспедиционных моделях. Это также наиболее массовая, разнообразная и широко представленная группа рюкзаков. Разнообразные конструкции, дизайны, широкий диапазон объёа, различные материалы позволяют подобрать под себя модель даже самым искушенным пользователям.

Экспедиционный рюкзак
Экспедиционный рюкзак

Основные качества таких рюкзаков:

  • практичность,
  • универсальность,
  • удобство для большинства пользователей.

Поэтому, если у вас нет четких, узкоспециализированных задач, если вы хотите «все в одном» — рюкзак на все случаи жизни, то подобный формат как раз подойдет. Конечно, он проиграет узкоспециализированным моделям в каждом сегменте – для головокружительных лыжных спусков или серьезных восхождений, но если нет желания/возможности покупать несколько разных моделей, то универсальный рюкзак среднего объёма (50-70л для женщин, 60-80л для мужчин) станет оптимальным выбором. Для длительных автономных экспедиций или водных сплавов с подходами по суше, когда нужно нести много тяжелого груза, потребуются рюкзаки большего объёма – 80-100л или даже больше.

Горнолыжные и штурмовые рюкзаки

Сравнимые по объему (20-50л.), но отличающиеся по применению от рюкзаков для походов выходного дня. Это крайне прочные, часто высокотехнологичные изделия с минимальным количеством внешних карманов и выступающих деталей, обладают «обтекаемой» формой. Такой рюкзак имеет минимум шансов в самый неподходящий момент зацепиться за выступ скалы или ветки, а если подобное и произойдет (например, при вытягивании на веревке), то благодаря прочным материалам и форме, у него много шансов вынести такое испытание. Основное предназначение подобных рюкзаков – участвовать в восхождениях и коротких походах в максимально экстремальных условиях с множеством механических воздействий, больших нагрузок и неблагоприятных погодных условиях. Такие изделия должны быть максимально удобными, легкими и «неубиваемыми». Как правило, конструкция этого типа рюкзаков предполагает возможность разместить снаружи, при необходимости, отдельные элементы штурмового снаряжения – к примеру, веревку, ледовые инструменты, кошки.

Горнолыжный рюкзак
Горнолыжный рюкзак

По ряду признаков, очень похожими на эту группу рюкзаков являются рюкзаки для фрирайда и бэк-кантри – популярных среди экстремалов лыжных дисциплин, предполагающих кроме подъема на гору еще и спуск вниз на лыжах или сноуборде. При схожем объеме, они отличаются характерными элементами конструкции. В первую очередь, это возможность удобно закрепить для переноски лыжи/сноуборд, во-вторых, наличие специальных карманов:

  • мягкий карман для лыжной маски;
  • специальное отделение для лавинного щупа и снежной лопаты;
  • отделение для лавинного биппера;
  • отделение для аптечки;

В-третьих, применение в основном, в холодное время года обычно заставляет конструкторов защищать выводной шланг питьевой системы утепляющим (обычно неопреновым) чехлом на молнии.

Часто рюкзаки для фрирайда обладают специальной защитой спины, имеющей отдельный сертификат. Отдельные модели также снабжают инновационной системой «всплытия в лавине» — это своеобразная подушка безопасности для райдера, работающая от пиропатрона и дающая реальные шансы выжить и даже самостоятельно выбраться при попадании в лавину. Обратите внимание на то, что большинство патронов для этих систем в настоящее время запрещены для провоза в самолете.Неудивительно, что такие рюкзаки являются одними из наиболее дорогих по соотношению объем/цена среди существующих.Довольно часто рюкзаки для фрирайда используют на восхождениях, и наоборот.

Городские рюкзаки

Объем городского рюкзака колеблется в пределах от 10 до 30 литров. Что касается конструкции и внешнего вида, то тут есть где разгуляться дизайнерам! Габариты городского рюкзака в первую очередь определяются размерами стандартного машинописного листа формата А4.

Городской рюкзак
Городской рюкзак

Предполагается, что документы в папке должны влезать в рюкзак, не сминаясь. Если влезет стопка бумаги, то скорее всего влезет и ноутбук, пара бутербродов, бутылка минералки, спортивная форма для вечерней тренировки и книжка для прочтения в метро по пути домой. Больше ничего от такого рюкзака и не требуется.

В этой обширной категории можно выделить несколько подкатегорий:

Школьные и студенческие рюкзаки

Школьные и студенческие рюкзаки предназначены для учебных принадлежностей. Существуют так же оригинальные офисные рюкзаки, которые предназначены для рабочих поездок и удобно вмещают ноутбук, планшет, ворох зарядных устройств, документы, тормозок и другие важные вещи, которые так важно иметь с собой в офисе или на работе.

Спортивные рюкзаки

Это маленькие копии своих старших «собратьев» – больших туристических рюкзаков. они могут содержать и карман для питьевой системы, и специальные стяжки, и иметь съемный клапан, но основным отличием, который выделает спортивные рюкзаки малого объема – это разнообразие расцветок. С таким рюкзаком удобно не только носить сменную одежду, обувь и снаряжение, но и ярко выделяться на фоне серого города.

Велосипедные рюкзаки

Хитрые легкие велорюкзаки объемом около 15 литров. Предназначены для размещения питьевой системы, набора инструментов и запчастей для велосипеда и небольшого количества дополнительного снаряжения, еды и других вещей. Не путайте велорюкзаки с специальными баулами (так называемые велоштаны). Такие рюкзаки чаще всего имеют специальную конструкцию спины: специальная каркасная сетка, которая «отводит» рюкзак от спины, тем самым обеспечивая лучшую вентиляцию во время движения. Кроме того, такая сетка повторяет контур изгиба спины велосипедиста во время движения, что значительно уменьшает нагрузку на мышцы.

Детские рюкзаки

Рано или поздно брутальные папы и изящные мамы устают таскать с собой комичную сумочку яркого цвета с смешным плюшевым мишкой. Пусть каждый свои шмотки таскает сам! Детские рюкзаки очень отличаются, зависимо от возраста, от ярких и милых, предназначенных для пары памперсов, банана и бутылочки, вплоть до серьезных функциональных моделей для детей постарше. Более того, для детей разных возрастов есть даже настоящие походные рюкзаки, в которых детишки будут, наравне с остальными, тащить еду и снаряжение. Отдельно стоит выделить переноски для детей. Если у вас появилось маленькое счастье, это не повод отказываться от любимого увлечения. Берите пионера с собой, ему полезен горный воздух. Есть специальный ряд рюкзаков, в котором малыш может удобно устроится и заниматься своими делами, пока вы потеете на сложном подъеме.

Специальные рюкзаки

Это и рюкзаки для соревнований и рюкзаки для лыж или сноуборда и прочие специализированные рюкзаки, которые не отнесёшь к какой-то обычной категории.

В итоге при выборе типа рюкзака и его конструкции нужно обязательно учитывать его область применения. Если вы любите разнообразные походы, скорее всего у вас сложится своя коллекция рюкзаков. Не стоит гоняться за одним единственным рюкзаком – где-то он спасёт, а где-то может и навредить своему хозяину.

Многообразие туристских рюкзаков: 1 комментарий

  1. Путем проб и ошибок оказалось, что рюкзак с сиденьем жутко неудобный. Он и сам-то тяжелый, а стульчик у него смешной. Я еще могу посидеть, а вот муж 100 кг уже никак. Уж лучше туристический коврик с собой брать.
    Самый удобный рюкзак – военный. Достался по наследству американский военный рюкзак. Влезает все!! Ткань как на фото у зеленого рюкзака – очень плотный брезент. Фурнитура очень крепкая. Носит муж.
    У меня рюкзак типа как экспедиционный с закрепками спереди, удобно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *